Лепка барельефа своими руками – Своими Руками
Как сделать барельеф своими руками пошагово на стену
Оригинальность, красота всегда были на особом месте в интерьере помещений. Барельеф на стене – выпуклый только наполовину объема рисунок. Изысканность и креатив декора обусловлен правильным расположением на поверхности фрагментов.
Общие характеристики барельефа на стене
Резьба по камню или дереву, как элемент убранства внутренней части помещений появилась много столетий тому назад. Выступающий наполовину объемный декор может изображать любой одушевленный или неодушевленный предмет.
В искусстве создания скульптур существует два понятия: барельеф и горельеф. Их главное отличие в высоте фигур. Например, если фрагмент выступает от поверхности чуть больше половины от своего объема – это горельеф. К тому же элементы горельефа гораздо выше, а некоторые из них могут быть отдельно стоящими.
Барельеф органично вписывается в интерьер при любом освещении (кроме совсем тусклого). Горельефу же наоборот, необходим только рассеянный свет.
Преимущества и недостатки барельефа на стене
Как и другие виды отделочных работ, рельеф на стене обладает своими достоинствами и недостатками. Среди особого преимущества – это возможность создания изображения практически в любом помещении. При соблюдении всех норм в процессе составления и нанесения декоративных орнаментов можно:
- Замаскировать погрешности в стене, включая значительные перепады;
- Можно создать целое панно и тем самым занять пустующую стену;
- Визуально зонировать помещение;
- Возможность создания уникальных композиций;
- Индивидуальный интерьер с особым шармом;
- При желании весь процесс можно осуществить самостоятельно, не прибегая к услугам мастера.
Среди основных недостатков:
- Наличие определенного опыта, креативности и хотя бы базовых навыков художника;
- Процесс трудоемкий, щепетильный с прорисовкой и выполнением мельчайших деталей, потому чаще всего все работы доверяют мастерам. Стоимость такой работы довольно высока.
Но все же при наличии большого количества информации с пошаговой инструкцией, создать горельеф на стене самостоятельно можно. Было бы желание и время.
Основные виды материалов, из которых изготавливается барельеф
Изначально, для создания композиций использовали только камень или дерево. Современный выбор материалов намного шире. Сегодняшние элементы можно соорудить ручным способом или литьем. Для барельефа на стене своими руками подойдет практически любой материал, поддающийся резке, лепке, он может быть пригодным для заливки в соответствующую форму:
- Гипс;
- Известняк;
- Глина;
- Полимерные соединения;
- Камень;
- Дерево;
- Декоративные и другие аналогичные составы.
Для искусственного добавления возраста элементам, на них наносят патину. Для придания дополнительного объема, их покрывают бронзой или позолотой. При этом барельеф гармонично смотрится с кованным железом, камнем. Потому таким декором нередко украшают камины.
Основные виды рисунков для барельефа
Первые изображения барельефа в обязательном порядке должны были содержать в своей композиции фигуру человек. Сейчас этот атрибут необязателен. Тематическая направленность, а также количество панно, габариты зависят от общей площади помещения.
Это могут быть сюжетные композиции, занимающие целую стену или только небольшой угол. Ранее предполагалось, что рельефные объемные изображения актуальны только для классических стилей с присущими им мягкими линиями, вычурными деталями. Популярностью пользуются несколько разновидностей изображений.
Природа (пейзаж)
Данный вид барельефа актуален не только для классики, арт нуво, модерна, ампире или рококо, но и для современных направлений дизайна. Изобразить можно небольшой участок леса либо продумать морской пейзаж. Сюда относятся коралловые поля, косяки рыб, водоросли, образ тритона.
Сакура
Барельефы сакуры на стене относятся к японскому колориту, который могут дополнять изображения драконов. Ветка цветущей вишни органично смотрится на сенах прихожей, кухни. Яркой индивидуальностью обладает целое дерево. Особо выигрывает от такой композиции гостиная.
Ассоциацию с цветами сразу вызывают барельефы розы на стене. Вариантов ее применения превеликое множество, как и разновидностей цветка. В спальне с классическим дизайном будут уместны рельефные панно пышными чайными розами, не забывая их раскрасить соответствующим цветом. Россыпь небольших маленьких розочек подойдет для любой комнаты. Подобрав правильный оттенок, такой орнамент хорошо смотрится с такими материалами, как камень или фактурный кирпич.
Виноградная лоза
Орнамент виноградной лозы подчеркнет изысканность итальянского стиля. Ею можно украшать колонны или пустующие ниши. Лоза белого цвета хорошо смотрится на окрашенных стенах и наоборот, акцентом на белой поверхности послужит цветная лоза.
Яблони
Барельеф дерево на стене в равной степени подходит к любой комнате. Однако с учетом ее размеров с особой аккуратностью нужно отнестись к прихожей. Объемный барельеф в этой части дома способен зрительно уменьшить и без того небольшую площадь помещения.
И другие возможные варианты
Нанесение объемных рисунков на стены может иметь разную тематику. Здесь все зависит от навыков и практического опыта мастера. Чем больше панно с наличием маленьких деталей, тем сложнее и кропотливее труд.
Необходимые материалы и инструменты для создания барельефа на стене
Для лепки на стенах в квартире своими руками потребуются специализированные инструменты, которые можно приобрести в магазинах для художественного творчества или строительных маркетах. В качестве емкости для смешивания раствора специалисты советуют выбрать мяч, точнее его половину. Вывернув его наизнанку, можно сэкономить время на соскабливание и очистку от прошлого замеса и подготовку следующей порции. Кроме того, с такой емкости очень удобно набирать раствор, так как она не имеет углов.
Мастихины – это специальные шпатели в виде лопаточек разной формы. Для создания некоторых элементов барельефа, например, виноградной лозы, понадобятся выпуклые и вогнутые мастихины. Стоят они дороже, потому мастера нередко их заменяют обычными ложками разной конфигурации и объема (кофейные, чайные, десертные, столовые ложки).
Удобны в использовании пластиковые ложки. Придать нужную форму ручки-держателю поможет небольшой нагрев.
Как правило, ложка из алюминия служит основным инструментов, а пластиковая вспомогательным. Для наведения мелкой фактуры на изображении используют художественный нож. Его аналогом может послужить обычный сапожный нож.
Кондитерский шприц с насадками, а также медицинский шприц, помогающий создавать очень тонкие линии. Дополнительно понадобятся кисти по 2 плоских и по 2 круглых. Перед каждым забором следующей порции смеси инструменты (кроме шприцов), предварительно обмакивают в воду.
Подготовительные работы перед созданием барельефа на стене
На предварительном этапе важно подготовить поверхность к процессу. Стену следует очистить от предыдущего покрытия. Оставив слой шпаклевки, загрунтовать и дать хорошо высохнуть. Для того чтобы придать дополнительной прочности барельефы, в более утолщенных местах вставляются саморезы на две трети. Лепестки цветов и прочие аналогичные детали подготавливаются из пенопласта (картона или соленого теста) заранее, после чего их тщательно обрабатывают грунтовкой.
Делают раствор, согласно прилагающийся инструкции. На данном этапе очень важно знать характеристики той или иной смеси. За какое время она схватывается, можно ли в нее добавлять красители и так далее. Если в барельефе присутствуют элементы выпуклостью от 10 миллиметров и больше, нужно сделать каркас из проволоки (армирование). Для изготовления различных элементов используют готовые формы. Если таковые не имеются в продаже, то можно их сделать самим.
Этапы создания барельефа на стене своими руками
Мастера советуют новичкам использовать готовые отлитые детали, которые остается только прикрепить к поверхности. Можно также сформировать выпуклый рисунок при помощи шаблона.
- На поверхность наносят рисунок простым карандашом. Не имея особых творческих навыков можно воспользоваться готовыми трафаретами, рисунками, нанесенными на кальку, после чего она прорисовывается на поверхности маркером. Также контуры можно обвести при помощи зубочистки;
- После схватывания смеси, необходимо нанести контур орнамента. Только после этого осуществляют наращивание объема. Шпатлевка должна наносится на отдельные участки. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего;
В некоторых случаях требуется создание углубленного изображения. Его можно сделать двумя способами:
- Нарастить вокруг изображения слой фона. В конце фон отшлифовывается.
- Сделать выемки, соответствующие изображению, при помощи стамески или резца.
- Накрыв поверхность обычной прозрачно пленкой в случае необходимости прорисовать детали;
- После высыхания готового рельефного изображения, его окрашивают в нужные оттенки;
- При помощи наждачной бумаги убрать ненужные неровности.
Особенности создания барельефа из разных материалов
Каждый материал имеет свои особенности в обработке. В интерьерах чаще всего используют гипс или дерево.
Из дерева
Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся немного другие материалы. Фрезы конической и концевой формы. Первая фреза используется для чистовой отделки полотна, вторая – для черновой работы. Для габаритных панно применяют высокоточное оборудование, включая специальные программы.
Из гипса
Гипс является очень податливым материалом с хорошими техническими характеристиками. Именно с гипса мастера советуют начинать новичкам. При правильных пропорциях раствор получается гомогенным с хорошей схватываемостью.
Крепление готового барельефа к стене
В случае использования готового барельефа, его необходимо прикрепить на стену или на лист гипсокартона. Второй вариант применим, если планируется сделать барельеф съемным.
Необходимо создать единый конгломерат между изображением и основой, удалив любые погрешности. Для прикрепления отдельной картины потребуется специальный клей для плитки. Если изображение габаритное, то его фиксируют при помощи саморезов, гвоздей. Готовое панно следует отшкурить при помощи наждачки. После зачистки всех швов и впадин, поверхность грунтуют и окрашивают водоэмульсионной краской.
Создавать такой декор изначально сложно. Он требует сноровки, терпения и усидчивости. Чтобы изображения получились качественными, нужно с точностью соблюдать технологию нанесения. В противном случае конструкция не сможет просохнуть до конца и в скором времени разрушится.
Делаем барельеф: женский профиль
В этом мастер-классе мы попробуем сделать портрет, точнее профиль. Человеческое лицо — один из сложнейших объектов для лепки и рисования. Лицу присущи эмоции, выражение, красота. Для изображения это очень важные составляющие, их нужно суметь передать. Этим и попробуем заняться.
Наш профиль женский, поэтому нужно сделать красиво. Это сложное понятие. На вкус и на цвет, как известно. Я нарисовал профиль с элементами, присущими античной скульптуре, но сделал их немного помягче. В качестве темы взята скульптура Иоганна фон Гальбига «Вакханка на львице» 1869 г. Не точная копия. Переработанная под барельеф и мой взгляд на окружающий мир. Как автор — имею право.
Высота портрета 26 см. Будет вписан в круг около 32 см. Это оптимальный квартирный размер, достаточный для проработки деталей и без перерасхода материалов. Глубина рельефа (толщина) — 1,7 см.
Поехали. Перед началом работы советую выбранный вами рисунок затонировать. Это не так сложно. Понадобится простой ТМ карандаш, ластик и любой палец. Свет верхний, соблюдайте глубину рельефа. Где глубже, там темнее, выпуклое — светлее, где складки кожи, там совсем чёрным. Работы на полчаса, но рельеф вы будете чувствовать гораздо лучше. Вот мой вариант.
Выберите свой рисунок. Выбор темы — это тоже важный этап работы. На доске достаточного размера (с учётом дальнейшей формовки) накладываем слой пластилина 2-3 мм. Пластилин советую взять жёлтый (телесный) твёрдый. Перед работой размягчить у батареи или в тёплой воде. Заглаживаем немного.
Накладываем наш рисунок, закрепляем бумажным скотчем, обводим карандашом. Срезаем всё лишнее, получаем силуэт изображения. В области лица за него не выходим, волосы можно немного изменять.
Это наш базовый слой, на котором мы начнём формировать лицо. Остатками срезанного пластилина начинаем накладывать рельеф . Здесь нужно уточнить. Все знают, что в упрощённом варианте можно представить голову человека в виде яйца. Отсекаем мысленно половину (вдоль), уплощаем в три-четыре раза (пропорционально) и получим примерное распределение точек по объёму. В середине толще, к краям тоньше. То же самое с нашим барельефом, в середине — наибольший объём, самые высокие точки рельефа — ухо, волосы (в середине), листья. Исходя из этого и будем наносить наши планы. Но нельзя сводить объём на нет. Толщина базового слоя всегда должна оставаться 2-3 мм. При прямом взгляде этого не заметно, при взгляде под углом минимальная толщина рельефа должна быть примерно одинаковой по всей окружности работы.
Делаем пока только лицо и ухо. Шея и волосы потом. Не забываем о распределении точек. Переносица ниже, чем крыло ноздри. Крыло ноздри ниже, чем уголок рта. Уголок рта ниже, чем скула, но примерно на одном уровне с глазом. Зрачок глаза ниже, чем угол глаза. Крыло ноздри сверху ниже, чем снизу. Попробуйте сами рассчитать распределение точек по щеке. Посмотрите в зеркало, и всё станет ясно. Это и есть главное правило построения лица в профиль. Наносим пока общие планы, без детализации и зализывания. Нам нужно правильно выстроить рельеф лица.
Выглядит страшно, так и должно быть. Ведь никто не показывает «кухню» процесса, а она у всех одинакова. Старайтесь не утолщать рельеф, с ним сложнее работать. Всё время чередуйте два действия — наложение и соскабливание, тогда уложитесь в запланированный размер по толщине.
Ещё одно важное правило. При работе нужно постоянно вертеть доску относительно источника света. Я работаю перед окном. Сижу на стуле, и доска лежит передо мной тоже на стуле. Получается на расстоянии вытянутой руки, так я вижу всю работу, а не отдельные части. Поворот доски без усилий и быстро даёт другое освещение. Искусственное освещение более резкое, при нём легче замечать дефекты, но свет тоже должен идти под углом.
Продолжаем наносить и соскабливать, уточнять детали. Под носом нет угла, нос переходит в губу плавно. Нижнее веко заходит под верхнее в углу глаза. На лицевой части самая выступающая часть — это скулы (верх щеки под глазом уходит к уху), нижняя губа в углу рта заходит под верхнюю. Все эти детали, вроде бы мелкие, в итоге помогут грамотно построить лицо. Очень гармонично на женском лице смотрится валик между бровью и глазом, но нельзя перебарщивать, получится отёк. Таких валиков на лице несколько. Над губой, под губой. Постарайтесь правильно их разместить там, где не должно быть плоско. Постоянно меняем освещение и стремимся к реализму. Слишком большой глаз или маленький нос испортят общий вид работы.
Подработали глаз и губы. Что не так? Глаз слишком театральный. Потом доработаем.
Когда результат более-менее устраивает, начинаем формировать шею. Опять посмотрите в зеркало или найдите подходящие рисунки. Старайтесь перед каждой работой набирать фотоматериал по теме, это обогатит работу дополнительными деталями. Шею можно представить в виде цилиндра. Отсекаем половину, уплощаем пропорционально. В середине толще, к краям сходит на наш минимум 2-3 мм.
Намечаем мышцы и гортань. Найдите рисунки уха, чтобы было похоже на настоящее, и расположите в нужном месте. У меня слишком низко. Ухо должно быть расположено на уровне носа.
Поднимаем. Теперь ухо на месте.
Когда более-менее готово лицо, начинаем набирать объём волос. Сначала крупными кусками.
Постепенно, набрав нужную толщину, накладываем пряди по направлению укладки. Думаю, с причёской женская часть аудитории разберётся. На нашем рельефе единственное место, где видны корни волос, это висок. Показываем корни волос.
Прорабатываем, добавляем детали.
Дорабатываем волосы. Чередуем объём прядей и направление.
Другое освещение. С носом нужно поработать, он плосковат. Не хватает хрящей.
Постепенно вырисовывается наш профиль. Заглаживаем лицо, дорабатываем отдельные участки. Следим за тем, чтобы лицо, шея и волосы были единым целым, а не отдельными кусками. Всё должно сочетаться и поддерживать друг друга, а не противоречить. Если, например, сделать слишком выразительными волосы, потеряется лицо.
Иногда бывает так, что работа в общем устраивает, но что-то в ней не так. Какой-то участок портит всё дело, а понять, что именно, нельзя. Тогда оставляем всё до следующего дня. Утром, взглянув свежим глазом, гораздо легче понять, в чём была допущена ошибка. Переходим к листьям.
Вырезаем на отдельной плоскости, соскабливаем, накладываем на место. Пока их приклеивать не надо, просто разложить. Может потом что-то нужно будет изменить, подработать.
Немного опускаем челюсть снизу между подбородком и ухом.
Приглаживаем, накладываем листья, смотрим.
Дорабатываем волосы снизу.
Теперь закончим низ барельефа. Одновременно с этим попробуйте увидеть два явных недостатка. Внимательно посмотрите на рисунок. Явно бросается в глаза слишком квадратная челюсть с резким контуром. И наш театральный глаз нужно поднять на пару миллиметров.
Так гораздо лучше. Глаз «успокоен», челюсть выглядит более естественно. Лицо стало более реалистичным. На этом пластилиновая модель готова. Зашлифовать можно будет только гипсовую отливку. Формуем, добавляем фон, прорезаем и шкурим.
Наша работа закончена. Подведём итог. Думаю, главное в лепке лица, это внимание. Ко всему. Форма, детали, сочетания, соразмерности. Даже в общественном транспорте можно подметить те детали, над которыми вы работаете. Я не имею в виду, что нужно фотографировать всех подряд, нужно суметь увидеть и запомнить. А потом перенести свои знания в ваши работы.
Всем творческих успехов, спасибо за просмотр. В следующем мастер-классе мы затонируем наш профиль.
Идеи для ремонта:
барельеф своими руками
По мнению социологов, отношение большей части населения России к обустройству своего дома кардинально изменилось. На смену огромным площадям и обустройству по принципу «дорого-богато» пришли комфорт и самобытность. Каждый стремится создавать пространство конкретно под себя и свои потребности, а в интерьере использовать авторские предметы декора. Например, барельеф своими руками, учитывая, что в его создании может участвовать вся семья. «Дом и Офис.ру» открывает все секреты успеха этого мероприятия.
Барельеф своими руками:
Материалы
Барельеф как вид изобразительного искусства берет начало с незапамятных времен: первые объемные рисунки известны нам как образцы наскальной живописи. За это время материалы, используемые в создании выпуклых картин, постоянно менялись: на смену камню и глине пришли полимеры и декоративные штукатурки. Какие из них наиболее удобны в работе и отличаются прочностью, каждый мастер решает сам.Вот самые распространенные рецепты приготовления смеси для лепки объемных картины.
Смесь 1. Возьмите сухой гипс и порошок акриловой штукатурки, тщательно перемешайте между собой и «затворите» водой, добавив ее последней. Соотношение ингредиентов составляет 1:1:0,5 соответственно. В смесь, по консистенции напоминающую сметану, добавьте клей ПВА.
ВНИМАНИЕ. Заранее готовить большое количество массы для лепки – смысла нет. В среднем она засыхает и становится непригодной к работе через 20 минут. Поэтому замешивайте смесь небольшими порциями.
Смесь 2. Из порошка «Шитрок» – финишной шпаклевки для строительных работ – приготовьте густой раствор. Для этого разведите порошок смесью воды с клеем ПВА в соотношении: на 1 стакан – 2-3 ст. ложки клея.
ВНИМАНИЕ. От количества ПВА зависит прочность изделия после высыхания: чем его больше, тем крепче барельеф. Но, с другой стороны, такую работу сложно корректировать, действуя наждачной бумагой.
Смесь 3. Гипсовую строительную штукатурку «Ротбанд» разведите холодной водой из расчета: на 1 кг порошка – 0,5 л.
ВНИМАНИЕ. Слишком жидкий раствор будет стекать по стене и деформироваться, а при высыхании трескаться.
Источники:
http://sense-life.com/svoimi-rukami/kak-sdelat-barelef-samostoyatelno-poshagovo-na-stenu/
http://www.livemaster.ru/topic/1799847-delaem-barelef-zhenskij-profil
http://domiofis.ru/2017/08/25/barelef-svoimi-rukami/